Сегодня 22 июня 2017 года
Ваш браузер не поддерживает FLASH :((

Форматы многоканального звука для DVD

aver.ruАудио → Форматы многоканального звука для DVD
Печать Формат звука DVD аудио

Форматы многоканального звука для DVD.

Форматы, история и различия. В основном рассмотрены для DVD и домашних кинотеатров на их базе. Хотя DVD постепенно уходит в историю, но на текущий момент, это самый употребительный формат для дома. Есть много форматов, особенно цифровых.

Но не все знают, что такое Dolby Stereo, Dolby Surround, THX, AC-3, MPEG Multichannel, DTS. А надписи для записей и на самих домашних кинотеатрах, типа Dolby TrueHD и DTS HD Master Audio, DTS ES 6.1 Discrete или DTS NEO:6.? Если у вас запись с этим форматом, то ваша аппаратура может и не воспроизвести качественно и неповторимо. Не каждый аппарат поддерживает все форматы, хотя сейчас на рынке в основном универсальные и по бюджетным ценам.

Есть ещё много форматов и даже относящихся к определённому брэнду, но нижеприведённые являются де-факто основными.

Системы многоканального звука.

Развитие системы звука в телевидении получают при реализации идеи «домашнего кинотеатра». В результате развития усовершенствованных систем телевидения и телевидения высокой четкости было достигнуто значительное улучшение качества телевизионного изображения. Картинка на экране телевизора по качеству вплотную приблизилась к картинке на киноэкране. Лишь звук, даже стерео, не создавал атмосферы кинотеатра. Дело в том, что в кинотеатрах развитых стран уже давно стандартом стал многоканальный звук. Первые многоканальные звуковые системы для кино были разработаны в начале 50-х годов. Уже в те времена «киношное стерео» использовало как минимум четыре канала: левый, средний и правый, расположенные за киноэкраном, а также канал эффектов, звучащий за спинами кинозрителей. Канал эффектов служил для создания фоновых звуков, например отдаленных шумов, раскатов грома и так далее. В настоящее время существуют различные системы записи звука для кинофильмов, число каналов в которых варьируется от четырех и более. Самое широкое распространение получила система Dolby Stereo.

Dolby Stereo.

В середине семидесятых годов фирма Dolby Laboratories (США), известная своими изобретениями в области звука, разработала систему записи звука на кинопленку, получившую название Dolby Stereo. Эта система позволяет закодировать необходимые четыре канала в двух звуковых оптических дорожках, расположенных на кинопленке. В кинотеатре двухдорожечный сигнал считывается с пленки и с помощью декодера преобразовывается обратно в четыре канала. Без декодера звук воспроизводится как при обычном стерео. В настоящее время по этой технологии озвучивается большинство художественных кинофильмов. Аппаратурой Dolby Stereo оборудовано более 17500 кинотеатров мира.

Dolby Surround.

Возникла идея применить разработки многоканальных звуковых систем для кинотеатров и для просмотра видеопрограмм дома, с телевизора. Фирмой Dolby Laboratories в начале 80-х годов была представлена система Dolby Surround Sound (DSS) для домашнего видео, которая при помощи декодера Dolby Surround позволяет из закодированного двухканального сигнала выделять три звуковых канала: левый, правый и тыловой. При отсутствии декодера воспроизводится обычный двухканальный стереозвук. Следующим шагом в развитии многоканального звука для систем «домашнего кинотеатра» стало появление более совершенного декодера Dolby Surround Pro-Logic (DPL), выделяющего уже четыре канала: левый, центральный, правый и тыловой. Декодеры DSS и DPL продаются как по отдельности, так и встроенными в усилители, телевизоры, спутниковые ресиверы.

THX.

Одной из причин создания стандарта ТНХ явилось резко отрицательное отношение продюсера и режиссера, создателя знаменитых «Звездных войн», Джорджа Лукаса к воспроизведению звука его фильмов в кинотеатрах, оборудованных системами многоканального звука фирмы Dolby. В результате продолжительных исследований сотрудниками Lucasfilm Ltd. был создан новый стандарт звуковоспроизведения. Работы проводились под руководством главного инженера фирмы Тома Холмана, поэтому новый стандарт получил название Tom Holman's eXperiment (эксперимент Тома Холмана) или, сокращенно, ТНХ. Этот формат определил новую концепцию пространственного звучания, наиболее естественную и максимально приспособленную к условиям домашнего видеопросмотра. Используя результаты декодирования процессора Dolby Pro-Logic, который образует всего четыре канала, ТНХ дополнительно разделяет монофонический канал эффектов на два псевдостереофонических – левый и правый и создает дополнительный сверхнизкочастотный канал (канал сабвуфера – громкоговорителя специально предназначенного для воспроизведения мощных низкочастотных звуков). Одновременно достигается улучшение воспроизведения низких частот (20-80 Гц), коррекция звука фронтальных каналов, адаптирующая звуковое сопровождение к условиям прослушивания с близкого расстояния (в обычной комнате). Также используется корректирующая схема для сохранения спектрального баланса при движении мнимого источника звука от фронтальных к тыловым громкоговорителям. Дальнейшим развитием THX явилось появление более совершенного стандарта – THX Ultra. Следует отметить, что существуют и другие, более простые чем ТНХ, системы развивающие идею Dolby Pro-Logic. Например, такая как 5CH Cinema обрабатывает только тыловые каналы, преобразуя их в псевдостерео.

AC-3.

Системы DSS и DPL являются аналоговыми, и при бурном развитии систем цифровой звукозаписи вполне логичным явилось появление цифровой системы Dolby Digital AC-3 (Audio Coding – 3). Впервые она была применена в 1992 году, в кинотеатрах с многоканальным звуком, а с 1994 года ее начали использовать для звукового сопровождения непосредственного теле- и радиовещания со спутников. Система АС-3 позволяет получать на выходе шесть каналов звука. Из них пять полнодиапазонных (30-20000 Гц): три фронтальных – левый, центральный, правый и два тыловых, а так же низкочастотный (20-120 Гц) канал сабвуфера. Система АС-3, по мнению экспертов, считается на сегодняшний день одной из наиболее перспективных систем объемного звучания. Она принята в качестве звукового стандарта для лазерных видеодисков формата DVD.

MPEG Multichannel.

MPEG Multichannel или MPEG-2 Audio так же как и предыдущий стандарт применяется для записи звука на DVD видеодиски. Создан он был в рамках разработки цифрового стандарта вещательного телевидения MPEG-2.

AC-3 и MPEG-2 Audio обеспечивают примерно одинаковое качество шестиканального звука. Хотя некоторые специалисты отмечают большую гибкость последнего, вследствие возможности переменной скорости записи звуковых данных. Также MPEG-2 Audio более совместим с простыми аудиосистемами, работающими в стереорежиме.

DTS.

DTS (Digital Theater System) – шестиканальная цифровая система записи звукового сопровождения кинофильмов, широко распространенная в США. В этом стандарте, например, записана звуковая дорожка фильма «Парк юрского периода». Считается, что эта система обеспечивает лучшее качество звука, чем АС-3 из-за меньшего сжатия исходной звуковой информации.

Звуковые процессоры.

Звуковые процессоры, которыми оснащают свою видеотехнику производители бытовой электроники, предназначены для подстройки параметров звучания многоканальных звуковых систем под условия прослушивания в конкретном помещении, а так же содержат определенные предустановки, имитирующие конкретные условия прослушивания. Прежде всего, это широко известные процессоры фирмы Yamaha – аналоговый CINEMA DSP, для системы DPL и цифровой TRI-field CINEMA для AC-3, а также Dolby Cinema Sound и Cinema Digital Sound фирмы SONY.

Аналогично системам «псевдостерео», имитирующим стереозвучание моносигнала, в области многоканального звука применяются процессоры трехмерного (3D) звука, предназначенные для создания эффекта псевдомногоканального звука при воспроизведении через два динамика стереотелевизора. Такие, например, как Virtual Dolby Surround, Virtual Surround Sound (VSS), Virtual 3D Surround, 3D-Phonic, Spatializer и другие.

Dolby Stereo, Dolby Surround, THX, AC-3, MPEG Multichannel, DTS и есть ещё много цифровых и сжатых … .

Форматы звука домашнего кинотеатра.

THX - набор требований к системе многоканального озвучивания кино, разработанный компанией LucasFilm Ltd. Конечная цель - полное согласование мониторных систем звукорежиссера и домашних/кинотеатральных комплексов, то есть звук в студии не должен отличаться от звука в кинотеатре/дома.

Dolby Stereo - система записи и воспроизведения звука, предназначенная для кинотеатров. Она была создана для высококачественной записи стереофонического звучания на 35-миллиметровой кинопленке. В системе Dolby Stereo используются три фронтальных канала (фронтальных динамика), которые находятся за экраном, и один для создания звуковых эффектов. Звучание четырех каналов закодировано на двух магнитных дорожках пленки. Для домашних кинотеатров существует аналог данной системы – Dolby Surround. В настоящее время существуют более современные форматы кодирования звука.

Dolby Surround - аналог Dolby Stereo для домашних кинотеатров. Декодеры Dolby Surround работают аналогично декодерам Dolby Stereo. Отличие в том, что в трех главных каналах не используется система шумоподавления. При переписывании фильма, озвученного Dolby Stereo, на видеокассету или видеодиск его звучание сохраняется таким же, как и в кинотеатре. На носителях сохраняется информация о пространственном звуке в закодированном виде, для ее воспроизведения необходимо использовать декодер Dolby Surround, который может выделить звучание дополнительных каналов. Система Dolby Surround существует в двух вариантах: упрощенном (Dolby Surround) и более совершенном (Dolby Surround Pro-Logic).

Dolby Pro-Logic - система кодирования звука Dolby Pro-Logic является усовершенствованной версией системы Dolby Surround. На носителях звуковая информация записывается на двух дорожках. Процессор Dolby Pro-Logic принимает сигнал с видеомагнитофона или проигрывателя видеодисков и из двух каналов выделяет еще два: центральный и тыловой. Центральный канал предназначен для воспроизведения диалогов и привязки их к видеоизображению. При этом в любой точке помещения создается иллюзия, что диалоги идут с экрана. Для тылового канала используются две колонки, на которые подается одинаковый сигнал, такая схема позволяет охватить большее пространство за слушателем.

Dolby Pro Logic II - аналоговый декодер окружающего звучания, усовершенствованный вариант Dolby Pro Logic.

Dolby Pro Logic IIх - работает с любым материалом, начиная от моно и заканчивая любым другим многоканальным форматом. Любой из этих сигналов преобразует в формат 7.1, максимально задействующий ресурсы всего домашнего кинотеатра. Работает как в составе 7.1, так и 6.1-канальных систем.

Dolby Digital (Dolby AC-3) - система сжатия цифровой информации, разработана Dolby Laboratories. Позволяет кодировать многоканальный звук в виде звуковой дорожки на DVD. Вариации формата DD выражены цифровым индексом. Первая цифра указывает на число каналов полной полосы пропускания, вторая на наличие отдельного канала для сабвуфера. Таким образом 1,.0- это моно, 2.0- стерео, а 5.1- 5 каналов плюс сабвуфер. Чтобы преобразовать звуковую дорожку в формате Dolby Digital в многоканальный звук, DVD-плееру или ресиверу требуется декодер Dolby Digital.

Dolby Digital EX - приставка EX, использующаяся для обозначения систем звука Doldy Digital c 7.1 каналами: двух фронтальных, центрального, низкочастотного, двух тыловых объёмного звучания и двух фронтальных объёмного звучания.

Dolby Digital Surround EX - версия системы Dolby Digital 5.1, которая обеспечивает дополнительный эффект окружающего звучания. Для воспроизведения необходимы соответствующий декодер с усилителем и один или два дополнительных центральных громкоговорителя в тыловую систему.

DTS (Digital Theatre System) - данная система является конкурентом Dolby Digital. В формате DTS используется меньшее сжатие данных, и поэтому по качеству звучания он превосходит систему Dolby Digital.

DTS-Matrix - шестиканальный формат объемного звучания, разработанный компанией DTS. Имеет "тыловой центр" , сигнал для которого закодирован (подмешан) в обычные "тылы".

DTS NEO:6 - прямой конкурент Dolby Pro Logic II, способный разложить двухканальный сигнал на 5.1 и на 6.1 каналов.

DTS ES 6.1 Matrix - декодеры, позволяющие получить многоканальный сигнал в формате 6.1. Информация для центрального тылового канала подмешивается в тыловые каналы и при декодировании получается матричным способом.

DTS ES 6.1 Discrete - единственная 6.1-система, обеспечивающая полностью раздельные эффекты «центр-тыл», которые передаются с помощью цифрового канала. Для этого требуется соответствующий декодер.

DTS 96/24 - декодер, позволяющий получить многоканальный сигнал в формате 5.1 с параметрами DVD-audio дисков — выборка 96 кГц, разрядность 24 бит, что стоит куда больше традиционных 48 кГц и 20 бит во всех доступных для театра форматах.

Dolby TrueHD и DTS HD Master Audio - это конкурирующие многоканальные аудиокодеки со сжатием без потерь. Стандартом Dolby TrueHD предусмотрена поддержка до 8 (7.1) каналов 24 бит / 96 кГц или до 6 (5.1) каналов 24 бит / 192 кГц; DTS-HD Master Audio — это до 8 (7.1) каналов 24 бит /96 кГц или 2 канала 24 бит / 192 кГц.

DTS-HD High Resolution Audio - это расширение обычного DTS, сжимающего звук с потерями, при этом он также поддерживает работу с 8 (7.1) каналами 24 бит / 192 кГц и используется, если на диске недостаточно места для дорожек в формате Master Audio.

Форматы многоканального звука для DVD и домашних кинотеатров.

Источник: http://studio-25kadr.ru

Аудио
Встраиваемая акустика Wisdom Audio Insight Series...
Подробнее Печать
Full DA
Full DA для автолюбителей и любителей звука....
Подробнее Печать
Оставьте ваше сообщение:
Ваше имя:
Ваш e-mail: